Вы здесь

Фотолетопись Кубани: как освобождали Кавказский район

На военных картах января-февраля 1943 года особое место занимает Кубань. В этот период здесь развернулась Северокавказская операция

Неравный бой

Конец июля 1942 года. Войска Красной Армии вынуждены отходить под напором механизированных частей вермахта. Переправа на южный берег реки Кубань близ Кропоткина заполнена нашими войсками. В небе на подступах к городу и железнодорожной станции сражаются летчики 738-го истребительного полка, базирующегося на местном аэродроме.

Отвод потрепанных в боях частей остались прикрывать курсанты Урюпинского военного пехотного училища, вооруженные лишь винтовками, противотанковыми ружьями и бутылками с зажигательной смесью. Урюпинцы оказались один на один с танковой дивизией противника «Викинг». Они дрались храбро, но силы были не равны. Выполнив приказ командования любой ценой задержать противника и уничтожить мосты через Кубань, курсанты отошли на юг, потеряв убитыми   640 товарищей .      

Стенд, посвященный подвигу курсантов Урюпинского пехотного военного училища размещен в городском музее. Сотрудники Кропоткинского музея провели большую поисковую работу по установлению ранее неизвестных фактов обороны Кропоткина в августе 1942 года курсантами-урюпинцами.

Бесчеловечный «порядок»

Фашистские войска вошли в город Кропоткин 4 августа 1942 года. Оккупанты установили «новый порядок» – первым делом разместили свои карательные и административные органы. Жителей города бросали в застенки гестапо. Только во рвах так называемой «Казанской горы» расстреляли более 770 человек, среди которых было много детей и подростков.

Железнодорожник Василий Жижко ценой своей жизни не дал врагу вывезти эшелоны с награбленным имуществом.

Во время оккупации действовали Кропоткинский партизанский отряд и подпольная молодежная организация. Молодые люди распространяли антифашистские листовки, но были преданы и казнены карателями. Всего за шесть месяцев оккупации Кропоткина было расстреляно и замучено около двух тысяч мирных жителей.

Кропоткин признан одним из самых пострадавших от бомбежек и обстрелов населенных пунктов Кубани во время Великой Отечественной войны.

Оккупанты пытались восстановить выведенные из строя промышленные предприятия, разыскивали специалистов, заставляли работать на себя. Но кропоткинцы саботировали приказы гитлеровцев, мешали им запустить производство. Фашисты расстреливали за опоздание на работу, помощь партизанам, за саботаж, за косой взгляд в сторону «господина».

Подвиг железнодорожника

Отступая, враг стремился стереть Кропоткин с лица земли, город был разрушен и горел. На железнодорожной станции стояли составы с награбленным добром и техникой, оккупанты собирались бежать. Документально засвидетельствован подвиг машиниста локомотивного депо Василия Жижко, который ценой жизни сорвал немцам отправку эшелонов на Ростов.

Узнав, что фашисты готовятся отступать, во время работы железнодорожник специально завалил свой паровоз в котлован поворотного круга северного веера, из-за чего с десяток других паровозов не смогли выйти на линию из депо. Это было настоящее ЧП, один человек сорвал эвакуацию по железной дороге фашистского гарнизона вместе со всем имуществом.

Василия Жижко арестовали и казнили в гестапо буквально за несколько дней до освобождения города Кропоткина от немецко-фашистских оккупантов.

Фрицев били «аккуратно», но сильно

Из журнала боевых действий: «28 января 1943 года части 11-го стрелкового корпуса в течение дня заняли станицу Кавказскую и ведут бои на подступах за овладение Кропоткином. Станицу Кавказскую противник взорвал, отошел в Кропоткин, откуда ведет ружейно-пулеметный и артиллерийско-минометный огонь, оказывая сопротивление наступающим частям корпуса».

Командир 19-й стрелковой курсантской бригады П. И. Метальников после освобождения Кубани в сентябре 1943 года сформировал и возглавил 9-ю Пластунскую Краснодарскую дивизию. Сталин лично вручал ему генеральские погоны.

Кропоткин освобождали части 11-го стрелкового корпуса 9-й армии Северо-Кавказского фронта под командованием генерал-майора Ивана Рубанюка. Учитывая, что город был сильно разрушен, командир принимает решение обойтись без обстрела Кропоткина.

Важный железнодорожный узел взяли в кольцо, оставив немцам единственный выход на запад, в сторону станицы Казанской. Согласно архивной справке Министерства обороны СССР, которая хранится в Кропоткинском краеведческом музее, непосредственно в освобождении города участвовали 19-я стрелковая курсантская бригада П. И. Метальникова, 84-я стрелковая бригада морской пехоты полковника Ф. Ф. Волошина, 50-й гвардейский минометный полк реактивной артиллерии под командованием майора А. Е. Жарикова.

Вечером 28 января, под покровом темноты морпехи начали наступление в сторону станции, зачищая железнодорожные пути от фашистов, засевших под вагонами. В ход шли ножи и автоматы, бои проходили на узком пространстве, не затрагивая остальную часть города. К 23 часам 28 января Кропоткин был освобожден.

Степные соколы

После изгнания фашистов Кропоткин еще долго бомбили немецкие самолеты, под прикрытием «мессершмиттов» они прорывались через систему ПВО к железнодорожной станции и наносили ощутимые разрушения инфраструктуре. При этом железнодорожники и жители города проявляли массовый героизм, работая в тяжелейших условиях.

Музейный стенд, посвященный авиационным частям, которые во время войны дислоцировались на территории Кропоткина. В 1941 – 1942-х годах здесь был создан 277-й бомбардировочный авиаполк, базировались 41-й ближнебомбардировочный и 738-й истребительный авиаполки. В 1943 году после освобождения на городском аэродроме разместились 277-й ближнебомбардировочный, 298-й и 790-й истребительные авиаполки.

9 февраля 1943 года для усиления противовоздушной обороны крупного железнодорожного узла на аэродроме Кропоткина разместился 790-й истребительный авиаполк. В первые дни боев наши соколы сбили 10 вражеских самолетов, сами не потеряв ни одного. После этого фашистские асы не осмеливались бомбить станцию в светлое время суток.

Спасибо за победу !