Приветствуем Вас, дорогие друзья и гости нашего сайта!
Делимся важными материалами,необходимыми для личной жизни и профессиональной деятельности!
Умение слушать: навык, который пригодится всегда
Умение слушать относится к той категории навыков, которые необходимы человеку во всех сферах его жизни. Речь идет про отношение с родственниками и друзьями, карьерные успехи и профессиональное развитие.
Обладание навыком слушания дает понимание того, кто вы сами, и кто тот человек, что обращается к вам. Однако такая способность не появляется сама, ее необходимо развивать. В нашей статье мы расскажем, что это за умение, как оно проявляется и каким образом ему можно научиться.
Признаки человека, обладающего умением слушать
В процессе общения очень важно обладать умением слушать собеседника. Это такое состояние, когда человек сознательно направляет внимание на то, о чём повествует рассказчик.
Вот – качества активного слушателя:
- умение видеть ситуацию со стороны;
- наличие терпения;
- отстранение от суждений;
- способность создать располагающую обстановку для продолжения рассказа;
- умение избегать скоропалительной оценки в начале разговора.
Когда человек рассказывает, он не всегда может точно передать то, что его волнует. Поэтому следует обращать внимание на его интонацию и эмоции во время рассказа. В такой ситуации слушателю необходимо проявить терпение и воздержаться от комментариев во время пауз.
Важность умения слушать
Навык умения слушать – один из важнейших и является основой человеческих взаимоотношений. В семье, на работе, при общении с друзьями – без него не обойтись. Не обращая внимания на слова собеседника, человек лишается возможности услышать то, что может быть полезно не только для рассказчика, но и для слушателя.
Тот, кто не умеет слушать, никогда не сможет достичь высокого социального статуса и получить уважение, любовь и стабильность в семейных отношениях.
Особенно это затрагивает будни семейной жизни. Отсутствие желания выслушать точку зрения партнёра приводит к недопониманию, которое с годами перерастает в раздражение и приводит к разводу. Если нет интереса к интересам детей, то впоследствии уже не будет теплоты с их стороны.
Пропасть между близкими людьми создаётся при отсутствии умения слушать и слышать то, что хочет донести тот или иной член семьи. Также без этого важного навыка трудно выстроить хорошие отношения в рабочем коллективе.
Умение слушать
Для того чтобы наработать умение слушать, надо научиться сосредотачиваться на сути рассказа собеседника. Не мешать ему высказаться и стараться быть беспристрастным, не обращать внимание на манеру подачи информации. Следует забыть обо всех своих проблемах и полностью окунуться в те события, которые так для него важны.
Отличия между блестящими и средними слушателями
По результатам исследований Джека Зенгера и Джозефа Фолкмана, которые выясняли разницу между блестящими и средними слушателями, были сделаны следующие выводы.
Молчание не всегда свидетельствует о том, что вы внимательно слушаете собеседника. Даже кивки во время рассказа не могут свидетельствовать об этом. Активное участие в диалоге, постановка вопросов, которые помогают лучше разобраться в проблеме, создают условие для лучшего взаимодействия во время общения. Это даёт возможность собеседнику увидеть, что вы заинтересованы в понимании полной картины произошедшего. Умение слушать проявляется в заинтересованности обеих сторон, в диалоге.
Быть хорошим слушателем – не значит вываливать негативные суждения на голову собеседника. Ваша задача – расслабить рассказчика, дать ему возможность полностью раскрыться, не опасаясь неприятия позиции с вашей стороны. При общении с вами собеседник ожидает поддержки и позитивных посылов, которые способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе.
Существуют такие люди, которые любят спорить. Они ждут момента, когда смогут вставить своё возражение, не особо вникая в суть того, о чём говорит собеседник. Этот метод хорош для проведения дебатов, а не для выстраивания диалога. Умение слушать человека предполагает, что вы можете корректно высказать другую точку зрения, но это будет – не соперничество, а стремление докопаться до истины.
Хорошие слушатели – не молчуны и не те, кто кивает головой во время разговора. Умение слушать предполагает обмен мнениями, которые могут привести к появлению нового ракурса обсуждаемой тематики.
Обратите внимание на последний вывод. На первый взгляд, он противоречит тому факту, что люди жалуются на тех, которые во время разговора, не вникая в суть, «продавливают» свою точку зрения. Скорее всего слушателю нужно контролировать интонацию и эмоциональный посыл при ведении диалога.
Основа умения слушать
Нет универсального стиля поведения слушателя. Ситуация и психологические особенности собеседника создают ту или иную основу для взаимодействия. Деловое слушание предполагает умение уловить суть информации и зафиксировать расстановку смысловых акцентов. Личное слушание включает в себя погружение в ситуацию, эмоциональную поддержку, а иногда и желание порадовать и развлечь собеседника.
Основа умения слушать – неподдельный интерес как к самому собеседнику, так и к его рассказу. Упоминание о себе уместно только в том случае, если вы хотите расслабить человека и дать ему выговориться.
Также не следует забывать и про «синхронизацию» с собеседником, когда вы понимаете друг друга с полуслова, полувзгляда и дышите в одном ритме. Это повышает уровень доверия, и человек может по-настоящему раскрыться.
Немаловажное значение играет и зрительный контакт. Он делает связь между вами более крепкой и наполненной позитивом.
Факторы, мешающие развить умение слушать
Вы хотите говорить сами
Многие люди хотят стать центром внимания, показать свои знания, завоевать определённую аудиторию. Такой подход к общению исключает умение слушать и слышать собеседника. Ведь пока собеседник раскрывает свои проблемы, слушатель обдумывает возможные реплики на его рассказ.
Когда собеседники заинтересованы в позиции друг друга, то общение происходит спонтанно, по ходу разговора.
Вы даете собеседнику оценку
Часто мы склонны давать оценку и обсуждать высказывания и действия окружающих. Если мы их не поддерживаем, то можем отстраниться и вынести суждение, что ничего нового от него не услышим.
Такая поверхностная оценка – не всегда верна. Следует получить более полную информацию, дослушав до конца, и составить о человеке достоверное представление.
Вам мешают предрассудки
Если вам кажется, что собеседник плохо разбирается в обсуждаемом вопросе, не следует показывать свою незаинтересованность в разговоре. Возможно, он, как дилетант, сможет поразить вас неординарным подходом к известной вам проблеме.
Наличие эго
Наличие эго часто мешает наладить взаимоотношения с окружающими. Обладая таким качеством, люди не хотят вникать в разговоры, которые ведут, по их мнению, некомпетентные собеседники, к тому же находящиеся на более низком социальном уровне. Такая позиция отсекает возможность развития умения слушать.
Вы пытаетесь делать несколько дел одновременно
Если вы заинтересованы в получении информацию, следует отложить свои дела и направить внимание на рассказ собеседника. В противном случае в условиях многозадачности мозг не сможет распознать ценность выдвинутых идей.
Вы замыкаетесь в себе
Когда мы не согласны со мнением собеседника, то не считаем нужным его выслушать. Мы уверены, что заранее знаем всё, что он собирается сказать и вести с ним разговор – пустая трата времени.
Тогда если человек изменил свою точку зрения, мы уже об этом не узнаем, предполагая, что оно осталось прежним.
9 правил, чтобы научиться слушать
Научитесь молчать
Марк Твен верно заметил: «Если бы мы должны были больше говорить, чем слушать, то у нас было бы два языка и одно ухо». Из этого следует, что необходимо научиться слушать, а не говорить много «о себе любимом». Будьте терпеливы и вежливы: не перебивайте собеседника, будучи полностью уверены в том, что уловили главную мысль его повествования. Дождитесь возможности задать уточняющий вопрос и проявить свою заинтересованность в разговоре.
Сконцентрируйте внимание на том, что слышите
Не напрягайтесь во время разговора: так вы сможете наверняка уловить его суть. Умение слушать заключается в том, чтобы направить внимание на то, о чём рассказывает собеседник. Телефон и планшет положите подальше, чтобы они не отвлекали вас от получения информации.Если вы хотите полного погружения в диалог, то сосредоточьтесь на теме разговора и собеседнике. Никаких мыслей о незаконченном докладе, подарке ко дню рождения сына или неожиданном приезде тёщи.
Будьте непринуждёнными
Расположите к себе собеседника. Ведите себя естественно и непринуждённо. Такая атмосфера разговора поможет избавиться от физической напряжённости и эмоциональных «зажимов». Установите зрительный контакт и всем своим видом показывайте неподдельную заинтересованность в разговоре.
Будьте эмпатом
Эмпатия – умение проявлять чувства и эмоции и разделять их с собеседником. Именно это поможет вам по-настоящему погрузиться в ситуацию, оценить её не только умом, но и прочувствовать вместе с рассказчиком. К тому же умение не только слушать, но и сопереживать поднимет вас в глазах окружающих.
Будьте терпеливыми
Если собеседник прервал своё повествование, это не значит, что рассказ завершён. Не суетитесь, не переводите разговор на другую тему. Держите паузу, дожидаясь продолжения. Дайте собеседнику выговориться. Умение слушать подразумевает терпение. Никогда не делайте вид, что вы читаете мысли собеседника и можете закончить его фразу. Такое поведение возможно только в кругу близких друзей.
Избавьтесь от личных предубеждений
Умение слушать имеет ещё одно качество – беспристрастность. Ведите себя спокойно, если собеседник имеет громкий голос, излишне жестикулирует или «зажимается», имеет дефекты речи. Абстрагируйтесь от всех этих несовершенств и сосредоточьтесь на сути разговора.
Не принимайте горячительных напитков перед важными мероприятиями. Это позволит избежать неловких ситуаций в случае неадекватного поведения.
Улавливайте не слова, а идеи
Уловить смысл сказанного бывает не так уж просто.
Вы можете зациклиться на непонятном для вас моменте и упустить основную мысль. Научиться собирать рассказ воедино и вычленять главную мысль – это не каждому под силу. Если вы не уверены в правильности понимания сути повествования, следует задать уточняющие вопросы.
Задавайте вопросы для лучшего понимания
Когда собеседник вам неприятен, то нет стремления докопаться до истины. Тогда вы можете задавать каверзные вопросы в надежде, что он не сможет дать исчерпывающие ответы. Выставить его некомпетентным или лжецом, не способным логически выстроить повествование. Однако такое поведение не принесёт вам те дивиденды, на которые вы рассчитывали. Ведь вы так и не приобретёте умение слушать собеседника.
Уделяйте внимание невербальной коммуникации
Вам следует научиться распознавать жесты, мимику, выражение лица и тон повествования. Что они несут: искренность или показуху, ложь, неестественность в поведении собеседника.
Для поддержания взаимодействия с собеседником важно выработать умение слушать его и слышать. Это прежде всего – минимум слов с вашей стороны и максимум внимания к собеседнику. И только после этого – переход к диалогу и активному слушанию.
Мужчины в процессе общения включают активный вариант слушания с опорой на логику и разум – это рефлексивное слушание. Женщинам присуще эмпатическое слушание. Они воспринимают информацию эмоционально и пропускают её через сердце.
Давайте выработаем умение слушать друг друга. Вести диалог, выстраивать отношения. Заряжать друг друга позитивным настроем. Поддерживать в начинаниях, придавать им размах, ускорение и поднимать на недосягаемую высоту.