Вы здесь

Необоснованная грубость

Как отвечать на грубость умно, достойно и красиво?

Вы наверняка замечали: общение с окружающими дарит не только приятные эмоции, но иногда и становится источником стресса. Особенно часто такое бывает, когда мы сталкиваемся с необоснованной грубостью в наш адрес.

Оскорбить могут где угодно: в очереди, транспорте, государственной (и даже частной) клинике, в магазине или кафе. Еще хуже, когда приходится регулярно терпеть грубость со стороны близких людей: коллег, начальства, знакомых, родственников.

В этом материале разберем, почему люди позволяют себе оскорбительное поведение, когда нужно на него реагировать и какие техники помогут сделать это достойно и красиво.

Почему люди ведут себя грубо

Есть разные типы агрессоров. Первые, по сути, не так уж виноваты в своем грубом поведении. Это неуравновешенные личности со слабой нервной системой, которые не владеют эмоциями. В любом случае держаться от таких стоит подальше.

Второй тип грубиянов отличается полным отсутствием чувства меры и такта, недостатком воспитания. Он, возможно, и не намеревался вас оскорбить, но просто не понимает, что делает неприятно собеседнику. С таким человеком уже можно вступать в диалог. Правильная реакция поможет донести до него всю неприглядность его поведения и предотвратить или снизить дальнейшие проявления грубости.

Третий тип – грубияны-манипуляторы. В этом случае человек намеренно вас оскорбляет, чтобы спровоцировать. Например, у вас есть коллега. Он только рад поддеть вас в надежде, что вы потеряете контроль и выставите себя в неприглядном свете перед сослуживцами и руководством.

С четвертым типом агрессоров все просто: вы не нравитесь этому человеку, и он хочет причинить вам боль, задеть, уязвить. Прежде чем реагировать на него, важно разобраться, в чем причина его неприязни. Чаще за ней кроется зависть, ревность или неодобрение вашего образа жизни, поведения и т. д.

Наконец, есть еще один типаж. В этом случае через грубость обидчик самоутверждается. Его поведение – осознанное и намеренное, оно позволяет ему почувствовать свою силу и превосходство.

У всех типов хамов есть один общий знаменатель. Почти всегда это люди чем-то недовольные, неудовлетворенные, обиженные на жизнь. У них неадекватная самооценка, неуверенность в себе и психологическая инфантильность. Не важно, что побуждает человека грубить: слабая нервная система, склонность манипулировать, зависть и т. д. Важнее то, что этот человек вряд ли счастлив и доволен, поскольку счастливые люди, напротив, склонны делиться приятными эмоциями с окружением. Когда вы осознаете этот факт, будет проще не поддаваться эмоциям и не опускаться до уровня обидчика, а ответить ему спокойно, с холодной головой.

Кто чаще становится жертвой грубиянов

Бывают агрессоры, которые атакуют всех, кто попадается им на пути. Чаще это второй типаж: бестактные люди, которые просто не понимают, что делают кому-то неприятно. Но случается, что даже они ухитряются вовремя прикусить язык и не допустить грубости. И то же делают остальные типажи: они не трогают определенных людей, а на других, наоборот, обрушиваются со всей силой.

Чаще грубияны держатся подальше от тех, кто способен дать им достойный отпор. Они попросту побоятся связываться с таким человеком. Речь идет о людях, которые или занимают высокое общественное положение, или просто умеют постоять за себя. Словом, жертвой грубиянов крайне редко становятся люди, наделенные определенной силой: финансовой, политической, физической, моральной.

Зато мишенью для оскорблений часто становятся те, кто не может дать ответ. Это люди, которым не хватает уверенности в себе, чувства собственного достоинства, психологической силы. С безошибочным чутьем грубиян выбирает себе именно такую жертву.

Нужно ли реагировать на оскорбительное поведение

Здесь нужно понять одну вещь: что бы вы ни сделали в ответ на оскорбление, это уже реакция. Даже если вы промолчали, отвернулись, встали и ушли. Все это – определенный вид реакции. И в некоторых случаях он вполне уместен. Но многие ситуации требуют иного типа реагирования, конкретного ответа на грубость.

Дело в том, что человек подобен не гладкой поверхности стекла, с которой все стекает и скатывается, а пористой губке. Все, что было «послано» в ваш адрес, так или иначе проникает в ваше сознание и оседает в нем. А значит, любая грубость и негатив в вашу сторону оставят свой след.

Психологи считают, что если на удар не ответить, то будет запущен механизм аутоагрессии. Фигурально выражаясь, негатив «прилипнет» к вам изнутри, провоцируя на саморазрушение в разных формах: от психологического (моральные самобичевания, неврозы, депрессии) до физического (вредные привычки и другие формы саморазрушающего поведения). Поэтому правильный ответ: да, на грубость и оскорбления необходимо отвечать. Но делать это нужно правильно.

Как реагировать на хамство

Перейдем к тому, как грамотно ответить обидчику, не уронив при этом свое достоинство и не потеряв уважение окружающих.

Сломанный сценарий агрессора

Когда грубиян начинает на вас вербальную (и психологическую) атаку, он наверняка имеет в голове какой-то сценарий. Особенно если вы довольно хорошо знакомы. Он предполагает, как вы среагируете на его нападки и уже заготовил целую серию контраргументов.

Не идите у него на поводу, не глотайте наживку. Отреагируйте неожиданным для него образом, не так, как вы делали это в предыдущих конфликтных ситуациях. Например, ваш деловой партнер обвиняет вас в некомпетентности, нехватке дальновидности или рационального мышления. Вместо того чтобы по привычке начать оправдываться и что-то объяснять, скорбно вздохните и скажите: «Да, я мог бы спрогнозировать очередной скачок курса доллара».

Совсем неожиданным для агрессора ходом станет, если вы еще и выразите ему сочувствие: мол, я понимаю, какой я ненадежный партнер, не очень-то тебе со мной повезло. Наверняка собеседник растеряется и прекратит атаку.

Игра в молчанку

Следующая техника достаточно проста в исполнении, но может оказаться неожиданно эффективной. Правда, для этого вам придется тренировать и силу воли, и актерское мастерство. Особенно хорошо метод работает в общественных местах, а также если вы не хотите эскалировать конфликт.

Итак, если вы подвергаетесь словесным нападкам, то попробуйте просто демонстративно молчать в ответ на все оскорбления. Собеседник вскоре растеряет свой пыл и успокоится. Однако молчать можно по-разному. В данном случае уместно будет принять на себя спокойный отрешенный вид, как будто вы витаете мыслями не здесь. Желательно при этом и на самом деле отрешиться от ситуации, представив себя медитирующим где-нибудь в горах близ водопада. Кстати, эта техника хороша и тем, что окружающие сразу поймут, кто из вас двоих способен вести себя по-взрослому, а кому явно пора подлечить нервы.

Атака взглядом

Зрительный контакт – сильнейший психологический прием в разных ситуациях: деловых переговорах, публичных выступлениях, непринужденной беседе и даже любовном признании. Попробуйте использовать силу взгляда себе во благо. Метод отлично совместим с техникой игры в молчанку.

Когда ваш визави в следующий раз позволит себе грубость (будь это медсестра в регистратуре, продавец на кассе, начальник на работе), просто молча устремите пристальный и спокойный взгляд прямо ему в глаза. Возможно, это заставит его смутиться и даже устыдиться. И наверняка выдерживать ваш взгляд он не сможет и быстро отведет глаза или вообще уйдет. Поверьте: намного тяжелее высказывать беспочвенные претензии, глядя в глаза человеку, а не на его смущенно опущенную голову.

Отказ от диалога

Если дело касается ваших личных интересов, самая разумная тактика – на время отложить обсуждение вопроса. В противном случае есть риск, что, выйдя из себя под влиянием нападок оппонента, вы наговорите лишнего. В конечном итоге вам же это выйдет боком. Поэтому предложите сделать перерыв в дискуссии и остудить разгоряченные головы.

Лесть

Оригинальный подход к делу может оказаться эффективнее тысячи угроз и оскорблений. Столкнувшись с грубостью и хамством, вспомните старое правило: мухи слетаются на мед, а не на уксус. Как бы трудно ни было побороть свою гордость, проявите дальновидность и гибкость. Если знаете, что собеседник падок на лесть (это почти наверняка так: большинство грубиянов страдают неуверенностью в себе, и похвала им как бальзам на душу), используйте это. К тому же ему в дальнейшем трудно будет продолжать нападки на человека, который так хвалебно высказывается о нем.

Ультиматум без пустых угроз

Если вы понимаете, что ваш лимит терпения фактически исчерпан, остается поставить жесткий и конкретный ультиматум. Сделать это нужно максимально спокойно и хладнокровно. Если начальник в очередной раз позволил себе хамство в ваш адрес, сдержанно скажите: «Я последний раз терплю разговор со мной в подобном тоне. В следующий раз я подам заявление об увольнении».

Но, ставя подобные ультиматумы, будьте полностью готовы осуществить угрозу. Пустословие и ложные запугивания окажут обратный эффект и сделают вас мишенью для еще более жестоких нападок – что, в общем-то, уже будет справедливым, так как слово нужно держать.

Техника «Айкидо»

Этот метод перекликается с техникой «Сломанный сценарий», но отличается тем, что ситуацию можно возвести в степень абсурда. Суть в том, что вы должны соглашаться с каждым замечанием и обвинением оппонента, каким бы несправедливым или даже нелепым оно ни было.

Например, вы пришли в поликлинику и зашли в кабинет. Тут же на вас гневно обрушивается сотрудница: «На двери же написано, что проветривание с 9:45 до 10:00! У вас что, глаз нет?!» Спокойно ответьте: «Конечно же, у меня нет глаз. Как вы это тонко подметили!» В ответ может прилететь: «Ишь какой умный нашелся!» Ответьте: «Да, вполне не глуп, согласен с вами». Очень быстро запас оскорблений у визави иссякнет, да еще и окружающие наверняка начнут посмеиваться – но не над вами, а над вашей неординарной реакцией.

Атака юмором

Когда оппонент собирается разразиться гневной тирадой, он непременно набирает в грудь побольше воздуха. Неожиданный ход – рассмешить его в этот момент. Правда, такой метод требует большой находчивости от шутника, да и желательно практиковать его на людях, не лишенных напрочь чувства юмора.

Как реагировать не нужно

Запомните: главная цель агрессора – пробиться через вашу оборону, донести свое мнение, вызвать в вас эмоциональный отклик. Поэтому худшее, что вы можете сделать, – это показать, что ему это удалось.

Если оппонент поставил цель спровоцировать вас, вывести из себя, ни в коем случае не поддавайтесь эмоциям, не начинайте кричать, швырять вещи и оскорблять. Если обидчик явно хочет уязвить вас, причинить боль, задеть за живое, то вы не должны показывать, что ему удалось. Нельзя плакать, краснеть, нервничать, демонстрировать обиду.

С людьми, грубящими по причине неуравновешенности, а также с конфликтными личностями необходимо быть максимально сдержанным. Если вы пойдете на конфронтацию, то станете для них лишь источником энергии и морального удовлетворения.

Если же человек причиняет вам боль исключительно из-за бестактности и неумения чувствовать границы, ошибкой будет раздувать конфликт, обижаться, нападать в ответ. Гораздо уместнее прямо сказать ему о ваших чувствах и пояснить, почему вам это неприятно. Правда, нет гарантий, что он об этом подумает в следующий раз. Но вы напомните. И снова, если понадобится. Однажды условный рефлекс у него все же сформируется.

Заключение

Универсальное правило для разговора с любым агрессором – спокойствие и сдержанность. Кроме того, на помощь придут уверенность в себе, острота мышления и умение нестандартно реагировать в стрессовых ситуациях.

Юлия Рябцева