Вы здесь

Праздник 1 мая

Дорогие друзья и уважаемые гости нашего сайта!

В преддверии праздника Первомая мы публикуем интересные факты  о Первомае, которых вы могли не знать и поздравляем с этим праздником!

       

Праздник 1 мая имеет богатейшую историю — от древних римлян до очередного переименования в 90-х годах прошлого века. А еще, несмотря на политическую окраску, этот день принято считать символом начала теплого сезона.

Для жителей России этот праздник также означает начало майских "каникул" — длинных выходных, когда можно отдохнуть от рутины дел, съездить на дачу и встретиться с друзьями на пикниках.

Первомай — традиция древняя, хотя изначально имела другой смысл. Этот день праздновали еще древние римляне, воздавая почести богине Майе — торжества приобщали и приближали людей к Природе, заставляю их задуматься о гармонии мира.

"Отец" первомайских гуляний — Петр Первый. Он всегда считал европейское общество образцом для подражания и перенес традицию отмечать праздник возрождения жизни и на Русь. Вкусно есть, весело петь и славить всячески весну — вот что полагалось в этот день. И лишь в 19 века праздник приобрел иное значение.

В конце 19 века, в Америке, точнее — в Чикаго 1 мая 1886 года сотрудники одного из предприятий выступили против рабских условий труда, организовав митинг. В ходе потасовки с полицией убили шесть человек и начались еще более страшные столкновения. В итоге восьмерых рабочих казнили, еще нескольких отправили на каторгу. 1 мая стало изначально Днем солидарности трудящихся всего мира — в память именно об этих событиях.

Сегодня 8-часовой рабочий кажется непреложной нормой, но в те годы это было самым актуальным и насущным требованием рабочих. В XIX веке рабочий день составлял от 10 до 16 часов, рабочая неделя — шесть дней в неделю, отпуска отсутствовали, широко и повсеместно использовался детский труд. И такое положение рабочих было во всем мире.

В России дореволюционных времен в этот день пролетариат устраивал тайные сходки, ведь царская полиция жестко преследовала любые объединения инакомыслящих. После Октябрьской революции 1 мая рабочие вполне легально призывали правительства угнетенных народов к равноправию и восстановлению социальной справедливости.

В России Первомай сыграл значительную роль как средство политической организации рабочих. Он послужил не только смотром формирующегося протестного рабочего движения, но и мощным орудием агитации в борьбе за экономические и политические права: низвержение самодержавия, всеобщее избирательное право, свободу личности, печати, сходок, союзов, стачек и т. д.

К Первомаю 1905 года Ленин написал листовку-обращение от РСДРП.

«Товарищи рабочие! Наступает день великого праздника рабочих всего мира. Первого мая празднуют они свое пробуждение к свету и знанию, свое объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения, против всякого произвола, против всякой эксплуатации, за социалистическое устройство общества.

…Первого мая этот союз рабочих всех стран, международная социал-демократия, делает смотр своими силам и сплачивается для новой, неустанной, непреклонной борьбы за свободу, равенство и братство».

Государственный праздник СССР

1 мая 1917 года после Февральской революции впервые праздновалось открыто, с лозунгами большевиков «Вся власть Советам!», «Долой империалистическую войну!» Современники вспоминали, что, несмотря на разношерстный состав участников, массовое мероприятие было мирным и прошло без стычек с полицией. Александр Блок писал: «В день Интернационала город представлял зрелище, какого мы никогда не видали: Невский запружен людьми…  При всем том тишина и порядок, благодаря отсутствию полиции». А по воспоминаниям Максима Горького, в этот день «русский народ обвенчался со свободой…»

После победы Октябрьской революции Первомай из альтернативного, антимонархического праздника превратился в одно из главных торжеств нового советского государства, стал государственным праздником и был закреплен в Кодексе законов о труде, получив название День Интернационала. Советская Россия стала первой страной в Европе, которая законодательно сократила рабочий день до восьми часов. Рабочая неделя оставалась шестидневной, был введен отпуск.

Государственный статус праздника определялся в официальных документах не как уступка трудящимся, а как закрепляющий единство власти и народа. Луначарский писал об этом дне: «Да, празднование Первого мая было официальным. Его праздновало государство. Мощь государства сказывалась во многом. Но разве не упоительна самая идея, что государство, досель бывшее нашим злейшим врагом, теперь — наше и празднует Первое мая, как свой величайший праздник?..»

В 1918 году в этот день в Москве, Петрограде, Киеве, Саратове, Воронеже и других крупных городах состоялись многотысячные митинги, демонстрации, шествия, концерты.

С этого же года на Первомай ввели традицию ежегодно проводить военные парады. Первый первомайский парад РККА состоялся на Ходынском поле. Ежегодное проведение парадов физкультурников также стало традиционным в дни Первомая.

В 1920 году Первомай — с подачи вождя мирового пролетариата — перерос во Всероссийский субботник.

Также в этот день в Петрограде у здания биржи на стрелке Васильевского острова состоялась премьера грандиозного массового театрального действа «Мистерия освобожденного труда». Число участников мистерии исчислялось тысячами, а зрителей — десятками тысяч. Это была первая крупная массовая постановка политического театра, и отнюдь не последняя. На площадях столиц и других крупных городов в 1919–1920 гг. устраивались масштабные массовые представления, воплощавшие идею радости, коллективного праздника, на котором происходит слияние в единую массу разнородного постреволюционного общества.

Следующим важным шагом в формировании традиций Первомая стало публичное чествование лучших производственников, героев труда. В 1921 году в их честь исполнялись песни, организовывались концерты, проводились спортивные выступления. Имена выдающихся тружеников печатали в газетах и листовках, а с развитием радио и телевидения их представляли всей стране в ходе первомайских трансляций.

В 1922 году на празднике пролетарской борьбы и победы был заложен обычай приводить к воинской присяге молодых красноармейцев. Обычай просуществовал до начала Второй мировой войны. В 1939 году воинская присяга на первомайском празднике звучала в последний раз.

С 1923 года рабочие коллективы по всей стране отмечали Первомай производственными успехами.

В 1928 году к одному выходному дню Первомая прибавился второй выходной — 2 мая. На второй день праздника, как правило, по стране проходили массовые гуляния и празднования на природе.

1 мая 1933 года над Красной площадью прошел первый воздушный парад — демонстрация советской военной мощи, после этого воздушные парады проводились регулярно, вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Во время Великой Отечественной парады и шествия 1 мая не проводились. 1 и 2 мая были рабочими днями. Рабочие во многих отраслях промышленности накануне торжественного дня брали обязательство добиться рекордных показателей в труде и добивались. Накануне же 1 мая проводились торжественные собрания, митинги, «летучки» на предприятиях. Главным из первомайских призывов был лозунг: «Всё для фронта, всё для победы!»

Подарком к Первомаю 1945 года стало знамя Победы, поднятое над Рейхстагом в последний день апреля.

Первомай стал любимым праздником советских людей, трудящихся. Трудящихся, которые имели право на труд, на 8-часовой рабочий день, бесплатное образование, медицину. Это ощущалось в настроении вышедших в это день на улицы людей. По всей стране проводились демонстрации, на которые шли целыми рабочими коллективами.

Песня Лебедева-Кумача (1937 г.) точно отражает атмосферу и настроения утра 1 мая:

«Утро красит нежным светом

Стены древнего Кремля,

Просыпается с рассветом

Вся Советская страна.

Холодок бежит за ворот,

Шум на улице сильней.

С добрым утром милый город,

Сердце Родины моей!

Кипучая,

Могучая,

Никем непобедимая,

Страна моя,

Москва моя,

Ты самая любимая!»

Канон проведения праздника складывался и менялся в соответствии со временем, в 1960-е годы его стало транслировать телевидение. 1 мая 1956 года был проведен первый телерепортаж о военном параде и демонстрации трудящихся с Красной площади. В трансляцию с Красной площади были включены сообщения о международной обстановке, о выполнении решений съездов, о Героях Социалистического Труда и передовиках производства, о научной и рабочей гордости страны. Эти темы были отражены и в лозунгах, которые несли и озвучивали демонстранты.

Главный лозунг послевоенного Первомая был: «Мир! Труд! Май!». Праздник был мирным, отражал единение трудящихся и государства в большой надежной стране, в которой никогда не будет чикагских расправ.

Праздничная атмосфера ощущалась по всей стране. На майских демонстрациях обязательно несли ветки, на которых белели самодельные бумажные цветы, олицетворяя собой яблоневый цвет. Звучала музыка — духовые оркестры, позже динамики, демонстранты дружно и от души горланили песни — от политически выдержанных до веселых частушек.

Прохождение по Красной площади в рядах демонстрантов было поощрением и наградой, ударников труда из разных концов страны направляли на главную демонстрацию страны — в Москву, на Красную площадь. После демонстрации люди расходились по домам, продолжая отмечать Первомай за праздничным столом с близкими, коллегами. На второе мая традиционно выбирались за город.

В 1972 году название праздника было заменено на новое — День международной солидарности трудящихся.

Поэтому в последние годы существования СССР лозунги демонстрантов часто выражали солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительным движением.

Сегодня праздник утратил свой политический характер. С 1992 года этот праздник переименован в Праздник весны и труда. День 1 мая, отмечаемый большой частью человечества, как День солидарности всех трудящихся, используется в России для проведения профсоюзами, партиями и движениями различных акций - при этом все они выступают под своими лозунгами.

Однако эти мероприятия по-прежнему посвящены защите прав рабочих и трудовым подвигам.

СМИ в честь праздника готовят репортажи и публикации, освещающие историю торжества, вспоминают, как 1 Мая отмечали в советские времена. В школах в преддверии праздника проходят просветительские уроки, а музеи презентуют тематические выставки.

Для многих россиян праздник весны — это повод выбраться на дачу и провести время с семьей.

Как бы ни называли этот майский день — Днем солидарности трудящихся или Праздником Весны и Труда, для многих 1 мая традиционно символизирует возрождение и приход весны.

Большой эмоциональный заряд, который он несет в себе, связан не только с ощущением весеннего пробуждения природы, но и с восприятием 1 Мая как общего торжества, сплачивающего всех россиян.

С наступающим праздником -  Днем солидарности трудящихся и праздником Весны и труда поздравляет Вас рекламно-производственное предприятие «Северное сияние», дорогие друзья  и уважаемые   гости нашего сайта !

          

Пусть везде кипит работа —

Труд украсит белый свет.

В час любой и в непогоду

Скажем лени твёрдо «нет»!

 

Пусть дела нас не пугают,

Выход мы всегда найдём.

С Первомаем поздравляю!

Счастья, мира в каждый дом!

Луначарский писал об этом дне: «Да, празднование Первого мая было официальным. Его праздновало государство. Мощь государства сказывалась во многом. Но разве не упоительна самая идея, что государство, досель бывшее нашим злейшим врагом, теперь — наше и празднует Первое мая, как свой величайший праздник?..»

В 1918 году в этот день в Москве, Петрограде, Киеве, Саратове, Воронеже и других крупных городах состоялись многотысячные митинги, демонстрации, шествия, концерты.

С этого же года на Первомай ввели традицию ежегодно проводить военные парады. Первый первомайский парад РККА состоялся на Ходынском поле. Ежегодное проведение парадов физкультурников также стало традиционным в дни Первомая.

В 1920 году Первомай — с подачи вождя мирового пролетариата — перерос во Всероссийский субботник.

Также в этот день в Петрограде у здания биржи на стрелке Васильевского острова состоялась премьера грандиозного массового театрального действа «Мистерия освобожденного труда». Число участников мистерии исчислялось тысячами, а зрителей — десятками тысяч. Это была первая крупная массовая постановка политического театра, и отнюдь не последняя. На площадях столиц и других крупных городов в 1919–1920 гг. устраивались масштабные массовые представления, воплощавшие идею радости, коллективного праздника, на котором происходит слияние в единую массу разнородного постреволюционного общества.