Вы здесь

Ключевые показатели эффективности

Дорогие друзья и гости нашего сайта!

Хотим познакомить Вас с интересной информацией, которая поможет Вам в Вашем бизнесе… Сегодня модное слово KPI можно услышать во всех средствах связи и  предлагают использовать в работе и стремиться к самым высоким показателям KPI! Простыми словами KPI (Key Perfomance indicator) – это измеримая величина, которая позволяет видеть, насколько продуктивно работают сотрудники и компания в целом!

 

Ключевые показатели эффективности

Ключевые показатели эффективности (англ. key performance indicators, KPI) — это числовые показатели деятельности, которые помогают измерить степень достижения целей или оптимальности процесса, а именно: результативность и эффективность.

KPI — инструмент, позволяющий контролировать и оценивать работу людей, групп, подразделений и компаний, а также позволяет помочь в оценке реализации стратегии. Если выбранные KPI не связаны с целью и не образуются исходя из её содержания, то такие KPI использовать бессмысленно. Технологии постановки, пересмотра и контроля целей и задач легли в основу современного управления и называется «Управление по целям».

Определение

Термин «key performance indicators (KPI)» часто на русский переводят как «ключевые показатели эффективности» (КПЭ), однако это не совсем верный перевод.

С переводом слов: key — ключевой, характеризующий степень достижения какой-либо цели, существенный для лица или ряда лиц; и indicator — индикатор, показатель; проблем не возникает, но слово performance невозможно однозначно перевести на русский, хотя технически это «производительность, КПД».

В ISO для слова performance существуют два термина: результативность и эффективность:

результативность — степень достижения запланированных результатов, способность компании ориентироваться на результат;

эффективность — соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами, способность компании к реализации своих целей и планов с заданным качественным уровнем, выраженным определёнными требованиями — временем, затратами, степенью достижения цели.

Слово performance объединяет в себе и результативность, и эффективность.

 

Таким образом, правильным переводом термина KPI будет «ключевой показатель результата деятельности», так как результат деятельности содержит в себе и степень достижения, и затраты на получение результата.

 

В зависимости от стратегии компании различают разные KPI. В основном их применяют для определения результативности работы административно-управленческого персонала. Например, в стратегической цели «увеличить средний доход на клиента с 10 рублей до 15 рублей на 2025 год» ключевым показателем эффективности является «средний доход на клиента.

Классификация

KPI это не Ключевые факторы успеха. Это прежде всего числовой показатель.

Различают следующие виды KPI:

*целевые (степень или индикаторы приближения к цели);

*процессные (как критерий экономической эффективности);

*проектные (результативность проекта, ожидание менеджера проекта) и др.

KPI для руководителей:

*финансовые (Ф);

*клиентские (К);

*внутренних процессов (ВП);

*развития (Р).

Ключевые показатели эффективности можно разделить на:

*запаздывающие — отражают результаты деятельности по истечении периода;

*опережающие — дают возможность управлять ситуацией в пределах отчётного периода с целью достижения заданных результатов по его истечении.

К запаздывающим относятся финансовые показатели. Финансовые показатели демонстрируют связь с желаниями собственника и возможностями компании генерировать денежные потоки, однако в силу своего запаздывающего характера не могут описывать текущую эффективность подразделений и компании в целом.

Оперативные (опережающие) показатели рассказывают о текущей деятельности подразделений и компании в целом, параллельно и косвенно отвечая на вопросы о том, какие денежные потоки могут быть в будущем, а также каково качество процессов и продукции, степень удовлетворённости заказчиков.

Характеристики KPI

Эффективная система KPI использует следующие характеристики:

Адресная принадлежность

Правильная ориентация

Достижимость

Открытость к действиям

Обеспечение позиционирования

Ограниченность задач

Легкость восприятия

Сбалансированность и взаимосвязанность

Инициирование изменений (их принятие)

Простота измерения

Подкреплённость соответствующими индивидуальными стимулами

Релевантность

Сопоставимость

Разумность

Правила и принципы внедрения KPI

Правило «10/80/10» — Каплан и Нортон рекомендовали использовать не более 20 KPI. Хоуп и Фрейзер предлагают использовать не более 10. Самой лучшей рекомендацией из существующей практики является правило «10/80/10». Это означает, что организация должна иметь около 10 ключевых показателей результативности, до 80 производственных показателей и 10 ключевых показателей эффективности. Для подразделений Панов рекомендует использовать не более 10—15 KPI, в противном случае менеджеры будут перегружены планированием, а руководство компании — «разбором полётов» по исполнению KPI, которые не сильно влияют на результативность, как подразделения, так и компании.

Принцип управляемости и контролируемости — Подразделению, ответственному за определённый показатель, должны быть выделены ресурсы на его управление, а результат может быть проконтролирован.

Принцип партнерства — Успешное решение задачи повышения производительности требует установления эффективного партнерства между всеми заинтересованными лицами: совместная разработка стратегии внедрения системы, необходимость добиться понимания того факта, что требуются перемены.

Принцип перенесения усилий на главные направления — Повышение производительности требует расширения полномочий сотрудников организации, особенно тех, кто работает непосредственно на «передовой линии»: помощь сотрудникам нуждающимся в повышении квалификации, обеспечение проведения тренингов, передачу ответственности на разработку собственных КПЭ, эффективное действие коммуникаций (горизонтальной и вертикальной).

Принцип интеграции процессов оценки показателей, отчетности и повышения производительности — Очень важно, чтобы менеджеры создали такую интегрированную схему оценки показателей и отчетности, которая стимулировала бы конкретные ответственные действия. Необходимо регулярно проводить отчетные совещания, по срокам, в зависимости от сложности решаемого вопроса.

Принцип согласования производственных показателей со стратегией — Показатели производственной деятельности лишены всякого смысла до тех пор, пока они остаются не привязанными к текущим критическим факторам успеха (КФУ), составляющим сбалансированную систему показателей (ССП), и стратегическим целям организации.

При этом сумма весов всех KPI на карте менеджера равна 100 % или единице. Веса расставляются экспертным путём. Каждому KPI устанавливается пороговое значение, по достижении которого выплачивается бонус из премиального фонда. Кроме того, есть ограничения в постановке целей в зависимости от типа собственника.

Примеры KPI

Для персонала:

KPI 1 = Скорость заполнения вакансии

KPI 2 = Доля сертифицированных работников в общем количестве

KPI 3 = Нарушения трудовой инспекции

KPI 4 = Прирост выручки на сотрудника

KPI 5 = Индекс потребительской лояльности NPS

Для генерального директора (с показателем):

KPI 1 (Ф1) = Рост прибыли (EBITDA)

KPI 2 (Ф2) = Рост рентабельности капитала (ROCE)

KPI 3 (К) = Рост удовлетворённости клиента (CSI — индекс удовлетворённости внешнего клиента)

KPI 4 (ВП) = Модернизация оборудования (Сроки)

KPI 5 (Р) = Оптимизация численности персонала с учётом стратегических целей (Коэффициент покрытия стратегических компетенций)

Для директора по производству:

KPI 1 = Объём прибыли или денежных средств за период

KPI 2 = Выполнение производственного плана (по ассортименту)

KPI 3 = Количество новой продукции в ассортименте

KPI 4 = Выполнение бюджета производства (например, сокращение затрат при сохранении качества продукции)

KPI 5 = Доля постоянных затрат на производство в общей структуре затрат (оптимизация производственных процессов, организация труда)

Для аналитической команды:

KPI 1 = Количество отчётов за квартал

KPI 2 = Индекс узнаваемости компании (например, по рейтингу)

Желаем Вам, чтобы Ваш KPI  был на самом высоком уровне!